Великопостное послание
Высокопреосвященнейшего митрополита
Луганского и Алчевского Пантелеимона
духовенству, монашествующим и всем верным чадам
Луганской епархии
«Пост – дар древний, неветшающий, нестареющий,
но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте».
Святитель Василий Великий
Возлюбленные о Господе, честные отцы, дорогие братья и сёстры!
Мы входим в дни Великого поста и перед нами открывается духовный путь, ведущий нас к Светлому Христову Воскресению. Чтобы совершить этот сорокадневный переход от рабства греху и страстям к чистому служению Богу и ближним, мы ограничиваем себя в пище телесной и всеми силами стремимся утолить духовный голод. В этот важный для каждого христианина период, мы учимся воздержанию и искоренению душевных страстей, искреннему покаянию, безграничному всепрощению, милосердию к ближним и самому главному — познанию и исполнению воли Божией благой и совершенной. «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (Фес. 5:16-24).
Пост для православного христианина, это время глубокого осмысления своего истинного духовного состояния, время усердного говения, молитвенной и духовной подготовки к исповеди и причастию. В этот период мы стараемся не только вспомнить о собственных грехах и искренне в них раскаяться, но и на практике, своим духовным подвигом, сотворить плоды, достойные покаяния. «Плод покаяния есть бесстрастие души; бесстрастие же есть изглаждение греха», — учит святой преподобный Максим Исповедник.
Песнопениями Постной Триоди Церковь призывает нас к подвигу святого поста, полагая «начало умиления и покаяния, злых отчуждение, страстей воздержание и лукавых дел отсечение», а святые отцы в своих молитвах и поучениях дополняют и развивают этот призыв. Так, Псалмопевец Давид, молитвенно взывает ко Господу: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18:13). «Эти слова означают, что мы можем одолеть, с помощью силы Духа, сокрытые греховные страсти посредством многого моления, горячей веры и благого и совершенного устремления к Богу», — пишет святой преподобный Макарий Великий. Он также говорит, что «скрытые греховные страсти являются наиболее мучительными для души и что они глубоко укоренены в ней». Само же церковнославянское слово «страсть» переводится как страдание и в святоотеческом употреблении оно чаще используется для обозначения греховных состояний человека, стремлений и навыков, приводящих его к нарушению заповедей Божиих. «Страсти — это болезни души, отделяющие ее от Бога», — пишет святой преподобный Исаия. Прилежание в посте и молитве дарует освобождение от излишеств, питающих наши греховные пристрастия и обличает их, давая нам возможность сразиться с ними и, с Божией помощью их одолеть.
В дни Великого поста Церковь призывает к особенно усердным духовным трудам: вдумчивому чтению Священного Писания, прилежанию в молитве, удалению от осуждения, злословия и зависти, к частому посещению постовых богослужений. Постараемся также не забывать о главной заповеди Спасителя «да любите друг друга» (Ин. 13:34–35), так как без любви все наши труды по воздержанию окажутся напрасными — «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13:3).
Возлюбленные о Христе честные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры! В святые дни Четыредесятницы, помолимся об утверждении православной веры и спасении всех православных христиан, а за искренний духовный труд Господь непременно подаст каждому Свою благодатную милость. Верим и надеемся, что мир Христов утвердится и приумножится между всеми живущими на земле людьми. Будем помнить, что подвиг Великого поста, угоден Богу если он совершается со смиренным сердцем.
Таким образом, пройдя этот путь, мы с чистой совестью встретимся со Христом Распятым и Воскресшим, сподобимся достойно прикоснуться к Его Божественным ранам и поклонимся Его славному из мертвых Воскресению.
С любовью во Христе,
+ Пантелеимон
митрополит Луганский и Алчевский