Господь желает совершенствования Своей Церкви и один из таких путей — научение через специальные учебные заведения.
В центре нашего города Луганска расположен Богословский Университет, где готовят богословов, регентов, правоведов канонического права. Высшее учебное заведение II-V уровня аккредитации, создано в постсоветское время на базе духовного училища и ректорат продолжил его богословские традиции с желанием служить пaстве и гражданскому обществу. Для этого постоянно совершенствуется учебный процесс вуза. Дипломы выпускников признаны в Российской Федерации, что указывает на достаточный научный уровень получаемых знаний. Об этом и по другим вопросам мы поговорим с ректором ЛБУ, доктором богословских наук, профессором, протоиереем Владимиром Конончуком.
— Отец Владимир, Вы лично отмечены как организатор строительства двух храмов, несете в настоящее время пастырское послушание в Свято- Владимирском кафедральном соборе города Луганска, а также занимаетесь наукой и богословским научением. Были ректором Луганского Духовного училища и теперь Богословского Университета. Как Вам удается совмещать столь многочисленные обязанности?
— Другими словами, volens nolens (волей неволей лат.) мы возвращаемся к одному из главных критериев современного мира – успешности. Как ни странно, но данная мера, с которой современное общество подходит сегодня к своим членам, вполне христианская. Православие в полной мере удовлетворяет наше стремление к первенству, однако совсем противоположным способом, какой употребляется в мире. Если хочешь быть первым, то будь всем раб, то есть будь перед всеми последний, и это столько же существенно, сколько существенно настраивать жизнь свою и свой нрав по примеру Господа Христа. Господь говорит: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. X, 45). Господь наш служит, даже ноги учеников умывает: стало быть, нечего стыдиться послужить кому-либо. Как и чем послужить, так случаи на каждом шагу представляются.
В то же время, личный успех – это не повод для самоуспокоенности, для комфортного чувства удовлетворения собой и собственной жизнью. Успех – это то, что Бог дает тебе для какой-то высшей цели и то, что Он же может в любую минуту отнять, даже и жизнь твою земную прервать, если надо. Вспомните Евангелие от Луки «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк. XII, 19–21).
Успех, который не в Бога, опасен для человека. Сколько мы знаем сломавшихся знаменитостей! А кому-то, может быть, Господь и не дает этого успеха, с единственной целью сохранить душу слабого и немощного человека от бесовского лукавого действа.
Мы призваны расставить свои жизненные цели по местам, руководствуясь Евангелием, где сказано: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. VI, 33).
— Еще находясь на площади Владимирской, замечаешь красоту сооружений поставленного Свято-Владимирского храма и соседствующего рядом Богословского университета. Выстроенные из красного кирпича, церковные сооружения привлекают внимание своей архитектурной красотой. Кто проектировал эти прекрасные корпуса? Учитывались при этом эстетические вкусы мирян и традиции церковного зодчества?
— Сегодня глядя на величественный и прекрасный архитектурный комплекс Свято-Владимирского кафедрального собора трудно поверить, что на этом месте был когда-то старый заброшенный сквер.
По благословению Архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия и при поддержке облгосадминистрации в начале было возведено административное здание, где разместились храм святой великомученицы Екатерины, крестильня, актовый зал, и другие помещения впоследствии переданные под аудитории Луганского Богословского Университет в честь Архистратига Михаила.
Непосредственное строительство собора началось с торжественной церемонии освящения места возведения. 9 апреля 1993 года при большом стечении духовенства и православного народа был отслужен молебен, который возглавил Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Владимир в сослужении Архиепископа Луганского и Старобельского Иоанникия и Епископа Донецкого и Мариупольского Иллариона.
Окончание строительства собора пришлось уже на начало нового столетия. 19 марта 2006 года прошло торжественное освящение Свято-Владимирского кафедрального собора. С тех пор, богослужения стали проходить в новом храме, продолжались работы по его благоустройству, шла роспись иконостаса, гранитом была обложена нижняя часть стен внутри храма.
Собор был спроектирован в русско-византийском стиле епархиальным архитектором А.П. Бондаревым, который в полной мере учел эстетические вкусы паствы, клириков и богатые православные традиции церковного зодчества. Площадь собора составляет 2681 квадратный метр. Здание выполнено в форме креста размерами: с востока на запад – 51 метр, с юга на север – 44 метра. Высота от уровня планировки до верха центрального креста – 65 метров, из них 9 метров приходится на крест. Храм насчитывает 15 куполов и может вместить в своих стенах до 3000 прихожан. Собор имеет несколько престолов и соответственно им – несколько пределов. Центральный престол освящен в честь святого равноапостольного великого князя Владимира, а правый – святого преподобного Иоанникия Великого. Каждый православный храм – это место, где пробуждается душа человека, омываемая теплотой Божественной любви. И наш собор, будучи территорией Иного, представителем небесным на земле, является отражением небесной красоты и порядка. Красота его пропорций и сияющая земная теплота отражают красоту Града Небесного, а там, где красота – там и Бог.
— Между кафедральным храмом и корпусом университета находится недостроенный корпус, который, тем не менее вписывается в общий архитектурный ансамбль. Что должно находиться в этом месте после окончания строительства?
— Несомненно, это будет новая страница в летописи Луганского Богословского Университета и его завтрашний день, со всех точек зрения. Мы с нетерпением ждем возможности продолжения строительства и быстрейшего открытия нового учебного корпуса нашего вуза, который должен удовлетворить интересы и потребности обучающихся у нас студентов. Создать, так сказать, материальную основу для развития их способностей в духовно-нравственном и профессиональном отношении.
— Еще недавно звучало убедительно высказывание: «Бытие определяет сознание». Расскажите, каков быт ваших студентов, условия проживания и подготовки к учебным занятиям?
— Эта фраза, родившаяся в 1859 году и ставшая впоследствии афоризмом, была использована Карлом Марксом в работе «К критике политической экономии» в контексте того, что способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Чаще всего это высказывание используют для указания на связь между условиями жизни конкретного человека и его поведением.
Поскольку сегодня мы используем только заочную форму обучения, то на сознание наших студентов основное влияние оказывает прежде всего тот жизненный опыт, который они приобретают, находясь вне стен университета. Несомненно, этот опыт отражается на их отношении к учебе и, в целом, на поведении в вузе. Среди студентов есть люди, которые выросли в церковной среде, есть миряне, которые в сознательном возрасте пришли к вере и к пониманию своего служения в жизни. В основном у нас учатся те, которые любят посещать богослужения, молитвы и послушания. Встречаются и такие студенты, которые при случае проявляют леность или равнодушие. Но ведь это превосходно, когда разные люди, чада Отца Небесного совершают общее дело.
— Сегодня студенты и ученые эффективно используют как потенциал традиционных библиотек, так и электронных. Как решается подобный вопрос в вашем университете?
— В идеале университетская библиотека должна быть своего рода форпостом церковного библиотечного дела. Как театр начинается с вешалки, так и высшее учебное заведение должно начинаться с библиотеки. Как вы знаете, библиотеки духовного ведомства имеют свою типологию. Первый и основной раздел – это Священное Писание. Следующий важный пласт – это творения Отцов Церкви. Затем идет корпус богослужебных книг на церковнославянском языке – Минеи, Октоихи, Триоди, требники, служебники. Большой раздел составляет литература церковно-историческая, исследовательская и богословская. Библиотека богословского университета, в отличие от скажем библиотек семинарий, по своему профилю должна быть библиотекой научной. Уже сейчас мы крайне нуждаемся в христианских богословских журналах, которые издаются в мире и принадлежат как к православной, так и западной традиции.
В основу фонда нашей библиотеки легли книжные собрания преподавателей университета. К великому сожалению, мы весьма ограничены в своих финансовых возможностях, и те небольшие средства, которые мы каким-то образом изыскиваем, мы вынуждены тратить в первую очередь на оборудование и техническое оснащение учебных помещений. Комплектование фондов сейчас идет даже медленнее, чем в первые годы существования библиотеки.
Впрочем, время не стоит на месте, и одним из способов улучшения качества информационного обеспечения процесса образования в вузе становятся разрабатываемые ныне новейшие системы электронных библиотек, позволяющие надежно сохранять и эффективно использовать разнообразные коллекции электронных документов (текстовых, изобразительных, звуковых, видео и др.), локализованных в самой системе, а также доступных ей через телекоммуникационные сети. Ядро фонда нашей электронной библиотеки составляют ресурсы, создаваемые профессорско-преподавательским составом университета. Это учебно-методические, научные работы, диссертации и авторефераты диссертаций, а также материалы конференций.
— «Ничему нельзя научить, но всему можно научиться!», — гласит восточная мудрость. Для учителя она должна быть средством к действию. А как поставлены учебный и воспитательный процессы в Вашем вузе?
— Кстати, некоторые приписывают этот афоризм Всеволоду Мейерхольду, но его смысл, думаю, понятен всем – без нашего желания никто нас ничему научить не сможет. На самом деле, научить чему-то учащегося, а тем более взрослого, не заинтересовав его предметом, очень сложно, а иногда совсем невозможно. Можно сказать, что проблема скрывается в самой системе современного отечественного образования, когда уже в средней школе детей пытаются научить сразу всему, и ничему конкретному, по давно устаревшим методикам. И получается, что школьник стремится получить не знания, а хорошую оценку, чтобы родители были довольны. Потом эти выпускники продолжают обучение в высших учебных заведениях, где будут учиться от сессии до сессии, как поется в студенческой песенке «весело, а сессия всего два раза в год». И, что же в итоге? … а в итоге, к ним придет понимание, что оценки без реальных знаний не стоят ровным счетом ничего.
Смысл фразы для преподавателя заключается в том, что он должен увлечь студента своим предметом – именно интерес к новым знаниям делает занятия продуктивными. Вопрос мотивации к обучению легко может быть отнесен к вечным: во-первых, потому что мотивация, что обучение – это параметры, характерные для жизни абсолютно любого человека; во-вторых, непосредственно в образовательной сфере педагоги сталкиваются с необходимостью мотивировать студентов ежедневно — а может быть, даже ежечасно.
И причина здесь кроется в изменении условий самой жизни, обновлении системы образования и ускорении темпа современной жизни. Если раньше студенты были готовы охотно изучать предметы, косвенно относящиеся к интересующему их вопросу, то современная молодежь, вынужденная обрабатывать в одну единицу времени огромное количество информации, даже не имеет возможности распыляться на то, что, по их мнению, может быть интересным, но не полезным.
Если задаться вопросом – всем ли студентам нужна мотивация?
Разумеется, нет. Замотивированный студент как отдельный биологический вид, без сомнения, существует. И таких очень много: инициативные, любознательные, с энтузиазмом и интересом берущиеся за новое задание и новый предмет. Однако таких студентов можно рассматривать как отдельный случай, в то время как общую картину характеризует, неосознанное внутреннее сопротивление личности получению новых знаний как вынужденному поведению. Причины психологического сопротивления образовательному процессу кроются в самой системе эмоциональных и поведенческих реакций обучаемых, направленных на сохранение собственной психологической безопасности в условиях пересмотра имеющихся представлений и связыванию разрозненных понятий.
Современная педагогика высшей школы выработала большой спектр возможных приемов для повышения мотивации студентов, которые действенно используются профессорско-преподавательским составом университета в индивидуальном подходе к подготовке специалистов с высшим духовным и высшим специальным образованием.
— После окончания университета, где служат ваши выпускники? Какие проблемы характерны для них в первое время?
— В соответствии с Уставом Луганского Богословского Университета в честь Архистратига Михаила основной целью деятельности нашего университета является подготовка специалистов с высшим духовным и высшим специальным образованием, научных, научно-педагогических кадров, священнослужителей, церковнослужителей и специалистов других, необходимых для канонической Православной Церкви специалистов.
Наши выпускники заступают на службу в храмы, монастыри, церкви, где они проповедуют христианство, занимаются общественной деятельностью, проводят службы, торжества и иные требы согласно церковному календарю и обращениям прихожан, выполняют различные послушания на приходах, духовно окормляя вверенную им паству. Безусловно, многие студенты идут учиться в православные вузы не столько ради будущей работы, сколько для личного познания религии. При этом далеко не все выпускники готовы связать свою судьбу с церковью, хотя и продолжают вести религиозную жизнь. Потом они становятся историками, деятелями церковного искусства, преподают в школах и университетах, некоторые уходят работать в госорганы. В принципе, с тем образованием, которое получили наши выпускники, всегда можно найти себе достойную работу.
— Поделитесь, пожалуйста, Вашим видением современной духовной школы. Какой она должна быть?
— Что касается того, каким образом должен быть устроен современный богословский университет, следует сказать, что идеальных вузов не может существовать по определению. Еще в древности говорили, что если ты слышишь, что где-то есть монастырь – и в нем все хорошо, знай, либо это неправда, либо он неугоден Богу.
Богословский университет призван, с одной стороны, быть современным, а с другой – держать вектор на святоотеческое наследие. Необходимо выпускать не просто «специалистов в области православного богословия», как пишут в дипломах, но пастырей, которые смогут отвечать на духовные потребности любой категории людей, не только простых людей, но и интеллигенции, представителей высокого социального положения.
Перед профессорско-преподавательским составом нашего университета стоит большая духовная и творческая задача – обеспечить преемственность живого Предания Церкви, преемственность текстов, смысл которых проясняется Духом, и преемственность Духа, поддерживаемого живыми текстами. Мы не можем замыкаться в отвлеченном академизме: если наши студенты не могут применить святоотеческое Предание в сегодняшней ситуации – значит, они не в достаточной степени усвоили Предание. Значит, мы подготовили не ученого богослова, а схоласта по мышлению, у которого богословие и реальная жизнь находятся в разных карманах, а вот реальной стыковки одного с другим не произошло.
Вот почему мы стремимся к обеспечению постоянной связи церковной науки с церковной практикой, с реальной жизнью Церкви. Это конечно сложная задача. И решаться она, в первую очередь, должна путем развития богословия как ответа на все те вопрошания, как теперь говорят, вызовы, которые жизнь к нам обращает.